Ни один практикующий архитектор эпохи авангарда не издал ни одной книги по теории архитектуры, которую можно было бы сравнить с книгой Якова Чернихова «Архитектурные фантазии». Его абстрактные архитектурные фантазии были не утопиями или романтическими социальными мечтами, а способом освободить архитектора от устаревших консервативных методов и позволить им дать волю своему воображению.
Книга включает в себя 101 страницу рисунков разных архитектурных объектов, а также объяснения техники и основных принципов их построения. Тема рисунков — новая эра города и индустриализации, то, что в свое время было названо возможностями ближайшего будущего. Каждое изображение имеет сложное описание; предпочтительным стилем рисования является аксонометрическая проекция. Рисунки Чернихова были восприняты не только как фантазии, но и как понимание технологических возможностей.
Яков Чернихов при жизни создал множество архитектурных фантазий, заработав себе прозвище «Советский Пиранези». Его работы предвосхитили развитие таких направлений как «оп-арт» и компьютерная графика, а также оказали влияние на архитекторов и дизайнеров, таких как Заха Хадид. Вряд ли кому-то в 30-х годах ХХ века могло прийти в голову, что в будущем здания, подобные его фантазиям, будут активно строиться в разных точках страны. Помимо написания книг Чернихов спроектировал более шестидесяти промышленных зданий: с 1928 года до середины 30-х годов был главным архитектором в конструкторском бюро химической промышленности, проектировал заводы и другие производственные здания в Ленинграде, Киеве, Ярославле и Сталинграде. Он также занимал несколько преподавательских должностей в школах, включая Ленинградский институт инженеров связи. В конце 1920-х годов создал собственную научно-экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графического изображения в Ленинграде, где стал заниматься активной экспериментальной и проектной работой.
Фермовая пространственная конструкция фабрично-заводского здания. Компактное согласованное объединение стержневых конструкций и объемов. Расцветка в две четко выраженные „сочные“ краски.
Из цикла „Сказки индустрии“. Завод абсолютной механизации в век техники. Воплощение согласованной функциональной связи участвующих элементов сооружения. Музыкальная гармоничная расцветка.
Демонстрация усиленных динамико-сложных архитектурных форм. Фантастическое сооружение здания специального назначения. Цветовая иллюминовка в сочных красках. Сочетание изогнутых тел.